Новости » Рейкьявик: вторая веха на пути к персонализации поиска Яндекса

31.08.2011 Рейкьявик: вторая веха на пути к персонализации поиска Яндекса

Известно, что поисковики пока не могут и, вероятно, не так скоро научатся понимать тексты, анализировать качество, и выдавать в ответ на поисковые запросы пользователей релевантные результаты с гарантией. Однако кроме такого подхода "в лоб" к ранжированию, есть и иные возможности улучшения качества выдачи.

Рейкьявик: вторая веха на пути к персонализации поиска ЯндексаДля обеспечения решения такой задачи на 100%, потребуется так называемый искусственный интеллект. Надо заметить, что уже сейчас существуют технологии, которые достаточно просты и при этом обеспечивают решение указанной задачи на 80%, что вполне приемлемо для того, чтобы пользователи сочли работу поисковой системы адекватной и правильной. Частью этих методов, не ограничиваясь лингвистическим анализом контента, индекса цитирования, трастовости, специальных фильтров негативных факторов и самообучающейся системы «Матрикснет» (Matrixnet) (если говорить о поисковой системе Яндекс), также присутствуют элементы поведенческих факторов и персонализации поисковой выдачи. В своей совокупности они позволяют учитывать не только некую абстрактную связь «запрос – конкретный документ», но и добавить элементы и коэффициенты для выбора соответствующих результатов поиска непосредственно под предпочтения самого пользователя.

Все достаточно просто: как реально повысить качество поиска пусть даже на 10% – это очень сложная задача (используется высшая математика, элементы так называемого ИИ и, как всегда, "шаманские танцы с бубном").

А вот если взять уже готовые, вполне себе релевантные результаты поиска и уже из них выбрать те, что соответствуют набору достаточно простых параметров пользователя (местонахождение, пол, возраст или кое-что из истории ранних поисковых запросов), то можно с большой долей точности увеличить некую субъективную (пользовательскую) релевантность, и тем самым возвести качество и точность поисковой выдачи на 30, 50 или даже 500 процентов.

Региональность

Первой вехой на пути к региональному поиску "Яндекса" был алгоритм «Арзамас»Первой вехой на пути к региональному поиску "Яндекса" был алгоритм «Арзамас», начавший свою работу в апреле 2009-го. Что произошло? А произошло следующее. Все вводимые запросы были искусственно разделены на геонезависимые (выдача по ним одинакова во всех регионах) и геозависимые (выдача формируется в зависимости от местонахождения пользователя - региона). Это существенно изменило опыт пользователей из регионов – ранее они наблюдали только московские сайты.

«Арзамас» стремительно эволюционировал, количество регионов в поисковой выдаче росло, появились региональные подсказки-саджеты и прочие фичи. И вот однажды, пользователи из различных регионов, которые раньше делали запрос «пиццерия» и получали 10 лучших, по мнению поиска, но московских сайтов пиццерий и московские же справочники, неожиданно получил в выдаче поиска не только сайты ресторанов своего города, но и колдунщик на основе «Яндекс.Карт» с отмеченными адресами и списком местных пиццерий из яндексовского справочника.

В тех городах, где побывал яндексомобиль, который фактически привязал mac-адреса точек Wi-fi к их точному географическому положению, пользователи с установленным «Яндекс.Баром» получают адреса запрашиваемых магазинов, кафе и других объектов с учетом его фактического местонахождения – с точностью до нескольких десятков метров.

Географическая, региональная персонализация поиска уже фактически доказала свою полезность. Пользователи уверены, что поиск «Яндекс» стал намного лучше, и это соответсвует действительности.

Однако, уже следующий алгоритм «Снежинск» был тесно связан с «Матрикснетом» (технологией для увеличения «объективной» релевантности), а следущий за ним «Краснодар» ввел «Спектр» – технологию повышения разнообразия выдачи: по запросу «крот», например, стоит показывать и статью про животное, и сайт производителя жидкости против засорения труб, и что-то еще. Только в недавно запущенном «Рейкьявике» движение к персонализации выдачи было возобновлено.

Персонализация по поведенческим предпочтениям

Персонализация по поведенческим предпочтениямАлгоритм «Рейкьявик» в своей настоящей версии выполняет одну простую функцию: он распознает пользователя и внимательно отслеживает, какие сайты тот предпочитает при переходе по англоязычным запросам. Если это англоязычные сайты, то уже при следующих англоязычных запросах в выдаче будет больше иностранных ресурсов, и так далее.

Следует понимать, что отслеживание предпочтений может быть весьма весомым и продвинутым: технически, «Яндекс» может автоматически и незаметно для пользователя подстраиваться по множеству параметров.

Не стоит забывать о том, что возникнуть ловушка обратной логики: система автоматически определяет, что некий пользователь любит кликать по сайтам автодилеров, а не по сайтам автомобильных журналов или официальным сайтам производителей, и в дальнейшем показывает ему только дилеров, что может через некоторое время уже оказаться, как минимум, бессмысленным или даже вредным, так как человек купил машину и ищет уже советы владельцев, форумы и так далее).

Конкретно в таком плане, заблаговремнное внедрение алгоритма «Спектр», следящего за сохранением разнообразия выдачи, кажется очень мудрым шагом.

Демографическая персонализация

Демографическая персонализацияНе секрет, что определить возраст, пол и другие характеристики пользователя для «Яндекса» не так уж и сложно, что позволяет, заранее преднастроить поисковую выдачу к показу.

Для этого вполне достаточно статистически связать предпочтения социально-демографической группы с оптимальным набором результатов для определенных запросов.

Выводы

Так чтоже нам дает знание свойств алгоритмов?

На самом деле многое, например, можно достаточно точно прогнозировать, что в дополнение к геозависимым и геонезависимым запросам появятся также бихевиозависимые (поведенческие) и соцдемозависимые.

Как подготовиться к этому с точки зрения SEO?

  • Правильно подбирать список запросов для продвижения – только действительно релевантные страницам вашего сайта.
  • Правильно распределять ключевые слова по страницам – не нужно продвигать страницу по запросу, ответа на который она не дает.
  • Делать хорошие посадочные страницы (landing pages) – вовлекающие, с высокой конверсией.
  • Следить за полнотой, информативностью, релевантностью и осмысленностью сниппетов.

Все это можно и нужно начинать делать уже сегодня, прямо сейчас...

(назад)

«Предыдущая новость

У работников Facebook будет собственный город "Цукенбург"

Следующая новость»

Российской контекстной рекламе исполняется 13 лет

Интересные факты

Какой веб браузер был первым

Браузер, в переводе с английского Web browser, другими словами, веб-обозреватель, означает программное обеспечение, предназначенное для просмотра веб-сайтов. Иначе говоря, это запросы веб-страниц, преимущественно идущие из Сети, их обработка, вывод и переход по страницам от одной к другой.

Самым первым браузером с графическим интерфейсом, получившим распространение, был NCSA Mosaic. Его исходный код был открыт, а потому был взят некоторыми другими браузерами (Netscape Navigator и Internet Explorer) за основу. Данный браузер обладал своими недостатками, однако они почти все до единого были устранены в Netscape Navigator. Был произведен выпуск Netscape Navigator от Netscape для разных операционных систем. Это привело к успеху во всех областях, в том числе, коммерческому и к выпуску компанией Microsoft собственного браузера Internet Explorer.

Компанией Microsoft в отличие от Netscape сразу же были выпущены локализованные версии IE. В 1995 году появляется операционная система Windows 95. Сначала встроенного браузера в ней не имелось, но спустя некоторое время в обновление системы (Windows 95 OSR2) был встроен браузер (Internet Explorer 3.0). При этом Microsoft были добавлены в браузер расширения языка HTML, несовместимые со стандартами. Пожалуй, это и есть начало войны браузеров, которое закончилось монополизацией рынка (свыше 95 %) браузером от Microsoft.


©2009-2017 3Webcats. Перепечатка информации возможна только с письменного разрешения компании.