Новости » Рейкьявик: вторая веха на пути к персонализации поиска Яндекса

31.08.2011 Рейкьявик: вторая веха на пути к персонализации поиска Яндекса

Известно, что поисковики пока не могут и, вероятно, не так скоро научатся понимать тексты, анализировать качество, и выдавать в ответ на поисковые запросы пользователей релевантные результаты с гарантией. Однако кроме такого подхода "в лоб" к ранжированию, есть и иные возможности улучшения качества выдачи.

Рейкьявик: вторая веха на пути к персонализации поиска ЯндексаДля обеспечения решения такой задачи на 100%, потребуется так называемый искусственный интеллект. Надо заметить, что уже сейчас существуют технологии, которые достаточно просты и при этом обеспечивают решение указанной задачи на 80%, что вполне приемлемо для того, чтобы пользователи сочли работу поисковой системы адекватной и правильной. Частью этих методов, не ограничиваясь лингвистическим анализом контента, индекса цитирования, трастовости, специальных фильтров негативных факторов и самообучающейся системы «Матрикснет» (Matrixnet) (если говорить о поисковой системе Яндекс), также присутствуют элементы поведенческих факторов и персонализации поисковой выдачи. В своей совокупности они позволяют учитывать не только некую абстрактную связь «запрос – конкретный документ», но и добавить элементы и коэффициенты для выбора соответствующих результатов поиска непосредственно под предпочтения самого пользователя.

Все достаточно просто: как реально повысить качество поиска пусть даже на 10% – это очень сложная задача (используется высшая математика, элементы так называемого ИИ и, как всегда, "шаманские танцы с бубном").

А вот если взять уже готовые, вполне себе релевантные результаты поиска и уже из них выбрать те, что соответствуют набору достаточно простых параметров пользователя (местонахождение, пол, возраст или кое-что из истории ранних поисковых запросов), то можно с большой долей точности увеличить некую субъективную (пользовательскую) релевантность, и тем самым возвести качество и точность поисковой выдачи на 30, 50 или даже 500 процентов.

Региональность

Первой вехой на пути к региональному поиску "Яндекса" был алгоритм «Арзамас»Первой вехой на пути к региональному поиску "Яндекса" был алгоритм «Арзамас», начавший свою работу в апреле 2009-го. Что произошло? А произошло следующее. Все вводимые запросы были искусственно разделены на геонезависимые (выдача по ним одинакова во всех регионах) и геозависимые (выдача формируется в зависимости от местонахождения пользователя - региона). Это существенно изменило опыт пользователей из регионов – ранее они наблюдали только московские сайты.

«Арзамас» стремительно эволюционировал, количество регионов в поисковой выдаче росло, появились региональные подсказки-саджеты и прочие фичи. И вот однажды, пользователи из различных регионов, которые раньше делали запрос «пиццерия» и получали 10 лучших, по мнению поиска, но московских сайтов пиццерий и московские же справочники, неожиданно получил в выдаче поиска не только сайты ресторанов своего города, но и колдунщик на основе «Яндекс.Карт» с отмеченными адресами и списком местных пиццерий из яндексовского справочника.

В тех городах, где побывал яндексомобиль, который фактически привязал mac-адреса точек Wi-fi к их точному географическому положению, пользователи с установленным «Яндекс.Баром» получают адреса запрашиваемых магазинов, кафе и других объектов с учетом его фактического местонахождения – с точностью до нескольких десятков метров.

Географическая, региональная персонализация поиска уже фактически доказала свою полезность. Пользователи уверены, что поиск «Яндекс» стал намного лучше, и это соответсвует действительности.

Однако, уже следующий алгоритм «Снежинск» был тесно связан с «Матрикснетом» (технологией для увеличения «объективной» релевантности), а следущий за ним «Краснодар» ввел «Спектр» – технологию повышения разнообразия выдачи: по запросу «крот», например, стоит показывать и статью про животное, и сайт производителя жидкости против засорения труб, и что-то еще. Только в недавно запущенном «Рейкьявике» движение к персонализации выдачи было возобновлено.

Персонализация по поведенческим предпочтениям

Персонализация по поведенческим предпочтениямАлгоритм «Рейкьявик» в своей настоящей версии выполняет одну простую функцию: он распознает пользователя и внимательно отслеживает, какие сайты тот предпочитает при переходе по англоязычным запросам. Если это англоязычные сайты, то уже при следующих англоязычных запросах в выдаче будет больше иностранных ресурсов, и так далее.

Следует понимать, что отслеживание предпочтений может быть весьма весомым и продвинутым: технически, «Яндекс» может автоматически и незаметно для пользователя подстраиваться по множеству параметров.

Не стоит забывать о том, что возникнуть ловушка обратной логики: система автоматически определяет, что некий пользователь любит кликать по сайтам автодилеров, а не по сайтам автомобильных журналов или официальным сайтам производителей, и в дальнейшем показывает ему только дилеров, что может через некоторое время уже оказаться, как минимум, бессмысленным или даже вредным, так как человек купил машину и ищет уже советы владельцев, форумы и так далее).

Конкретно в таком плане, заблаговремнное внедрение алгоритма «Спектр», следящего за сохранением разнообразия выдачи, кажется очень мудрым шагом.

Демографическая персонализация

Демографическая персонализацияНе секрет, что определить возраст, пол и другие характеристики пользователя для «Яндекса» не так уж и сложно, что позволяет, заранее преднастроить поисковую выдачу к показу.

Для этого вполне достаточно статистически связать предпочтения социально-демографической группы с оптимальным набором результатов для определенных запросов.

Выводы

Так чтоже нам дает знание свойств алгоритмов?

На самом деле многое, например, можно достаточно точно прогнозировать, что в дополнение к геозависимым и геонезависимым запросам появятся также бихевиозависимые (поведенческие) и соцдемозависимые.

Как подготовиться к этому с точки зрения SEO?

  • Правильно подбирать список запросов для продвижения – только действительно релевантные страницам вашего сайта.
  • Правильно распределять ключевые слова по страницам – не нужно продвигать страницу по запросу, ответа на который она не дает.
  • Делать хорошие посадочные страницы (landing pages) – вовлекающие, с высокой конверсией.
  • Следить за полнотой, информативностью, релевантностью и осмысленностью сниппетов.

Все это можно и нужно начинать делать уже сегодня, прямо сейчас...

(назад)

«Предыдущая новость

У работников Facebook будет собственный город "Цукенбург"

Следующая новость»

Российской контекстной рекламе исполняется 13 лет

Интересные факты

Какой браузер популярнее

Согласно данным нового отчёта, предоставленного компанией Onestat, доля пользователей браузера Internet Explorer от компании Microsoft снизилась за последние полгода почти на 2%.

Наиболее популярным в мире по-прежнему, является браузер Internet Explorer. На его долю приходится целых 81,36%. Стоит отметить, что по сравнению с 2008 годом Internet Explorer потерял 1,91% рынка. Вторую строчку занимает Firefox от Mozilla, на долю которого приходится 14,67%.

Согласно данным OneStat, браузер Safari стал немного популярнее по сравнению с прошлым годом с 0,24% до 2,42% от доли мирового рынка. Данные относительно других браузеров: Google Chrome (0,55%), Opera (0,55%), Netscape (0,32%).

Что касается России, то сервис статистики liveinternet.ru утверждает, что картина несколько отличается от всего мира. В целом доля браузера Internet Explorer в Рунете не слишком велика по сравнению со всем миром. В октябре прошедшего года на браузер от Microsoft приходилось 47,6% рынка. Второе место досталось Firefox от Mozilla с долей 25,5%. Немалой популярностью отличается и Opera с долей 22,7%. Доля Google Chrome достигает лишь 1,1% рынка.

Последнее исследование ABI Research предоставляет следующие данные: на 2013 год количество мобильных браузеров увеличилось приблизительно в 10 раз, составив около 7000 миллионов копий. На 2008 год в мире по подсчётам агентства насчитывалось приблизительно 96 миллионов браузеров для мобильных устройств. При этом аналитики отмечают, что, несмотря на все усилия производителей телефонов и мобильных браузеров, разрыв относительно пользования Интернетом на мобильных устройствах и на ПК весьма значителен.


©2009-2020 3Webcats. Перепечатка информации возможна только с письменного разрешения компании.